::   На главную   ::   Издательство   ::   Новинки   ::   Журнал   ::   Библиографии   ::   Рецензии   ::   Анонсы   ::   Е-книги   ::   Блог   ::   Ссылки   ::   
Тат твам аси Ritambhara

Библиотека / Журнал "ЙОГА"


"Курс молодого бойца" (ответы на частые вопросы начинающих)

Рубрика журнала: Вопросы и ответы


"Успеха в йоге достигнет каждый,
кто сумеет победить свою лень..."
Каждый год в начале осени в группы йоги приходит новый поток новичков. И довольно скоро, победив первоначальное смущение, новоиспечённые йоги начинают засыпать инструкторов вопросами. Те же, подчас важные, подчас смешные и могущие показаться банальными вопросы часто задаются в Интернете на «йоговских» форумах, или присылаются по электронной почте на адрес нашего журнала. Но даже если вопрос кому-то покажется наивным, не стоит забывать, что порой человеку помогает преодолеть ненужные сомнения и суету ума простой, чёткий ответ. Сегодня на ваши вопросы отвечает Ольга Любомирская, инструктор московской школы хатха йоги «Santosha» (www.hathayoga.narod.ru).

Чему необходимо следовать начинающим заниматься йогой в вопросах режима дня, питания и т.п.?

Необходимо упорядочить режим сна, питания, регулярно выполнять упражнения по разумно выбранному для себя графику как с инструктором, так и самостоятельно. Постепенно сон у регулярно и корректно практикующих йогу становится качественнее, исчезают проблемы сонливости или бессонницы. Некоторые отмечают, что им становится необходимо меньше времени для сна. Лучше не наедаться непосредственно перед сном. Тогда спится лучше и утром вставать легче. Многие, кто жалуется на то, что они «совы», и не могут по утрам заставить себя пораньше встать и заниматься, на самом деле объедаются перед сном.

По возможности исключить неконструктивные энергозатраты: пустые разговоры и бесцельное времяпрепровождение, конфликты с окружающими, питание трудно перевариваемой и «синтетической» пищей. Высыпаться, не ходить голодным1, одеваться по погоде, желательно не используя контактирующую с телом одежду из искусственных тканей. Чаще находить возможность дышать свежим воздухом, выбираться на природу. Изучите принципы первых ступеней йоги: яму и нияму и постепенно учитесь интегрировать их в жизнь. Стрессы забирают энергию. Йоги энергию накапливают, чтобы развиваться, а потери энергии — помеха, заставляющая вас пробуксовывать, понапрасну теряя время.

1 Сочетать длительное (более 1-2 дней) голодание с интенсивной практикой асан крайне не рекомендуется. В традиционных текстах (например Хатха Йога Прадипике) прямо говориться, что йогин должен хорошо питаться, иначе вырабатываемый во время практики асан «пищеварительный огонь» может «пожрать тело практикующего».

Насчет курения — Минздрав абсолютно прав. Курение «утяжеляет» сознание, мешает делать дыхательные упражнения и делает вас рабами химической зависимости2. Сочетание практики хатха йоги с регулярным употреблением алкоголя — просто опасно, так как весьма увеличивает риск травм. Ослабленный алкоголем организм может не выдержать нагрузок тренировки, в то время как в уме сохраняется мысль что «я же это уже делал, и сейчас смогу» — в результате травма. Спиртное «вымывает» из организма целый ряд микроэлементов, в результате суставы становятся более «хрупкими», что не способствует безопасной практике асан. Если вы справитесь с одной вредной привычкой — ваша воля становится вдвое сильнее, если вы искорените две вредные привычки — вы становитесь вчетверо сильнее.

2 Само собой это относится и к более «тяжёлым» наркотикам.

Питание следует корректировать постепенно, без резких изменений. Вегетарианство — очень полезно, но не догма. Никто не заставляет вас отказываться от мясо- и рыбоедения с первых же дней занятий. Зато я настаиваю на прочном отказе от продуктов с добавлением химии. Лучше сразу и навсегда — от этого хуже никому ещё не было. Чем дольше вы занимаетесь, тем больше вы чувствуете, какая пища вам подходит. Через год ваши вкусовые привычки будут совсем другими. Больше живых витаминов — фруктов, овощей, соков, молочных продуктов, орехов, меньше конфет, кексов и мороженного. Не ешьте витамины в таблетках, они плохо усваиваются, т.к. неестественны для организма, массивно выводятся почками, печенью, перегружая их и засоряя шлаками организм. Просто их активно «раскручивает» фармацевтическая индустрия, понятно из каких соображений. Вообще не злоупотребляйте лекарствами и помощью обычной медицины, пользуйтесь только экстренной помощью в случае травм и острых заболеваний. Йоги крайне негативно относятся к хирургическим вмешательствам (ведь часто оказывается, что они не так уж необходимы, как это утверждают врачи). Если вы не уберегли, например, желчный пузырь, и его вам удалили, то весь баланс организма на всю жизнь нарушен. Отныне ваш организм будет постоянно затрачивать дополнительные усилия на то, чтобы этот перекос выправлять. Хотя конечно практика йоги поможет в какой-то степени гармонизировать состояние. Если вы занимаетесь йогой, ответы на множество ваших вопросов по «йоговскому» образу жизни вы найдете в великолепных книгах, написанных индийскими и отечественными учителями3.

3 Например, «Новый взгляд на традиционную йогатерапию» Свами Шивананды в переводе А.Сидерского, (а также вводная часть книги Сидерского «Йога восьми кругов»), «Прояснение Йоги» Б.К.С. Айенгара, «Йога для женщин» Гиты Айенгар, 1-й том «Древних тантрических техник Йоги и Крийи» Свами Сатьянанды Сарасвати.

О чистках

Хатха йога включает в себя не только асаны и пранаямы, но и методы очистки организма — шаткарму. Без правильного образа жизни и практики методов очищения, начинающие часто заходят в тупик, не видят развития и бросают заниматься. О шаткармах — читайте книги и приезжайте на выездные семинары, где проходят лекции и практические занятия, включающие этот раздел практики. Это ваша индивидуальная программа. На семинаре я могу научить вас джала-нети (промывать нос), или объяснить, как выполняется басти, но я не могу делать это за вас у вас дома.

Какова должна быть продолжительность занятий?

Для всех разная. В группе — 1.5–2 часа, самостоятельно — в зависимости от ситуации, занятости и здоровья. В идеале — ежедневно по полтора–два часа. Но это может быть трудно, если у вас обычный 8-часовой рабочий день. Лучше заниматься утром, пока все еще спят и нет шума и суеты. Обязательно на пустой желудок. Можно делать несколько коротких комплексов в разные часы дня, прорабатывая за каждое мини-занятие что-то одно: например, в один подход — позвоночник, в другой подход — ноги, в третий — динамические связки упражнений, потом дыхательные. Но по отдельности разные асаны дают разные психоэнергетические и физические состояния, которые лучше компенсировать другими асанами. Практика ощущается наиболее гармоничной, если за одно занятие вы полноценно успеваете проработать все направления подвижности тела, подышать и хорошо расслабиться в Шавасане.

Какие нужны последовательности выполнения дыхательных упражнений, асан?

Они могут быть очень разными в зависимости от пола, возраста, времени суток, фазы луны, дня менструального цикла у женщин, общего настроя. Старайтесь научиться учитывать всё это разнообразие условий и подстраивать практику под них. Для этого нужно набирать опыт, не бояться экспериментировать и советоваться с инструкторами и более опытными практикующими. Обычно я строю занятие по следующей схеме: сначала «продышаться» и активизировать энергию такими упражнениями, как, например, капалабхати и уддияна бандха. Потом Сурья Намаскар, далее стоячие позы, потом — сидячие и позы лёжа, в конце — перевёрнутые. Ширшасана — подольше. Потом можно подышать пранаямы и обязательно — Шавасана. Шавасана обязательна — нельзя жалеть на неё время. Благодаря её выполнению вы получаете весь эффект от проделанного комплекса упражнений. Иногда говорят даже, что Шавасана — главная асана, всё остальное — подготовка к ней. Если её сделать некачественно, плохо расслабиться, отвлекаться, тогда могут возникнуть раздражительность, усталость и прочие неприятные эффекты после занятия.

Расскажите о дыхательных техниках (пранаяма).

Их я даю на занятиях в ознакомительном режиме. Но вы должны выбрать и практиковать регулярно несколько месяцев одно упражнение, пока не добьётесь в нём хороших результатов. Потом можно начать осваивать следующее. В начале обязательно освойте полное йоговское дыхание (это — база), потом доведите «до блеска» капалабхати. Это не занимает очень много времени. Далее — обязательно освоение Нади Шодхана (попеременного дыхания через правую-левую ноздри) сперва без задержек дыхания, потом плавно вводя задержку, «замки» (бандхи) и увеличивая пропорции день ото дня. Лишь затем, когда уже освоены бандхи, имеет смысл пробовать другие пранаямы. Берясь за пранаямы с задержками дыхания, обязательно посоветуйтесь с преподавателем — нет ли у вас противопоказаний по здоровью. В освоении пранаямы много сложных моментов. Хорошо, если вы прочтёте на эту тему грамотные книги4 и будете регулярно ставить в известность инструктора о своем продвижении в пранаяме, ощущениях в теле и прочих нюансах. Можно делать пранаяму после асан, поскольку асаны хорошо подготавливают тело для пранаямы. В некоторых школах делают пранаяму наоборот перед асанами, объясняя это тем, что пранаяма хорошо готовит тело к асанам. Выбирайте, как лучше именно для вас. Но если дыхательные упражнения вам нравятся, (а это у новичков появляется не сразу), то лучше посвятить пранаяме отдельное время. Например, утром — асаны (примерно час), вечером — пранаяма или наоборот. Те, кто занимаются давно, и в асанах уже чувствуют себя уверенно, начинают обычно увлекаться дыхательными техниками, т.к. их внутренние чувства утончаются, тело очищено и есть ощущения движения энергии. Поэтому им не скучно, и они все больше уделяют внимание дыханию. Пранаяма «чистит» энергетические каналы, и начинается новый этап развития в асанах. С повышением уровня проработки тела начинается новый этап в пранаяме и так далее…

4 Одна из лучших для начала — «Пранаяма. Путь к тайнам Йоги» Андре ван преподавателем об индивидуальном занятии, выложить все Лисбета.

Что всё-таки главное в практических упражнениях — правильное выполнение асан? Дыхание? Динамка выполнения асан в определенной последовательности?

Важно здесь всё. Но осваивается не всё сразу. На первых занятиях вы разучиваете формы асан. (Шлифовать их потом можно годами — предела совершенству нет.) Потом у вас появляется свободное место в голове, чтоб уделить внимание правильному дыханию — стараетесь наполнить форму содержанием — этим дыханием, и далее — концентрацией внимания на определенных участках тела, на ощущении потока энергии (когда оно придёт, вы это почувствуете — не надо пытаться нафантазировать его самому). Потом параллельно продолжаете совершенствовать и форму, и наполнение.

Совмещение динамических движений и статических форм дает более полноценную и гармоничную проработку вашей физической и энергетической структуры. Соотношение — в лучшем случае индивидуально, по ощущениям (когда вы практикуете самостоятельно), а в группе дается некий средний вариант, приемлемый для среднего уровня присутствующих на занятии. Последовательность упражнений в комплексе крайне важна. Одни асаны готовят тело для других — более сложных, потом следующие асаны являются необходимой компенсацией для предыдущих и т.д. Последовательности, которые я даю на новичковой группе — каждый раз разные, здесь есть определенный элемент творчества. Но они обязательно следуют жестким правилам построения комплекса. Следовать этим правилам и в самостоятельной практике — в ваших интересах для травмобезопасности и максимальной эффективности. В прохладном помещении мы занимаемся более динамично, больше греемся силовыми позами, нарабатываем выносливость. В тепле — можем позволить себе более глубоко втекать в позы, уделяя внимание кропотливой шлифовке нюансов. Утром и вечером — практика разная, летом и зимой — тоже. Здесь заложен долгий опыт преподавателя, если у вас возникают вопросы в целесообразности чего-то, после занятия обязательно задавайте вопросы инструктору.

Если я не успеваю зафиксировать правильно позу — нужно ли продолжать дальше, успевая за инструктором?

Если какая-то поза является для вас проблемой, уделите ей дома особое внимание, поработайте над ней отдельно. Спросите у инструктора, как лучше её выполнять, какие упражнения помогают к ней подготовится. Пусть он посмотрит, как вы её делаете, поправит. Но когда занятие идёт «в потоке» — лучше следовать за инструктором, иначе вы выпадете из потока, спутаете свою последовательность упражнений, пропустив что-то, можете даже навредить себе таким образом. Иногда начинающий подсознательно пытается «сачковать», пропустить трудную асану, внутренне оправдывая себя тем, что она «скучная», «не получается» и т.п. Особенно это относится к выполнению силовых поз женщинами. Тут на начальном этапе важен внешний «стимул» в виде инструктора. Имеется возможность накапливать такие вопросы, и договорившись с преподавателем об индивидуальном занятии, выложить все эти вопросы сразу. В спокойной обстановке без спешки разобрать, а потом дома воплощать в действие. Либо не стесняться и подходить после занятия.

Нужно ли жертвовать правильным дыханием ради более полного растягивания или скручивания во время выполнения асаны?

Иногда, если асана для вас трудна, дыхание неизбежно сбивается в процессе вхождения в неё. Во многих асанах, например скрутках, объём грудной клетки с какой-либо стороны ограничен и мы дышим только тем объёмом легких, который можем заполнить воздухом. Когда вы уже зафиксировали асану, нужно обязательно выровнять дыхание, сделать его глубоким и ритмичным. Если же следить только за ровным дыханием и не утруждаться, то прогресс в ваших занятиях будет очень медленным. Можно действовать например так, дойти до своего возможного предела в асане, зафиксировать её, подышать некоторое время, а напоследок попробовать еще на 0.1% глубже. Следуя этому правилу, каждое следующее занятие вы будете проходить свои прошлые 100.1% и прибавлять еще 0.1. Так ваши возможности будут расширяться. Но не надо жадничать. За предел проходите лишь на 0.1% а не на 10%, иначе могут пойти травмы и неизбежный откат назад в практике.

Как обстоит дело с обучением медитации?

Это пока как «факультатив» для новичков. Умение концентрировать внимание развивается и при выполнении разных асан, не только сидячих поз для медитации, т. к. во всех асанах и пранаямах мы должны быть внимательны к деталям выполнения и ощущениям в теле. Нарабатывайте пратьяхару (пятая ступень йоги), учитесь не отвлекаться на внешние шумы, не уплывать в посторонние мысли, не шевелиться непроизвольно и т.п. Потом углубляете степень погружения — переходя к дхаране (шестая ступень йоги). Собственно физические упражнения — это подготовительная ступень к работе с сознанием. Начальные упражнения по работе с вниманием, релаксацией, визуализации — часто даются на группе в конце занятия. Если вам интересна не только физкультура и здоровье, то вы постепенно будете уделять этому всё больше времени. Это огромный раздел йоги. Существует большое разнообразие традиций, школ, учителей, у которых можно получить посвящение в эти методы. Ваш инструктор по хатха йоге, если он разбирается в этом, может направить вас к кому-то, кто является мастером медитации, посоветовать. Если будете искать сами, можете нарваться на «эзотериков-оккультистов» и «полностью просветлённых» самозванцев. К сожалению в нашей стране их намного больше, чем реально грамотных мастеров. Попав к таким шарлатанам, зарабатывающим на вас деньги или жаждущим контроля и власти, в лучшем случае придёте в тупик и к разочарованию, в худшем — сломаете жизнь себе и вашим близким. Будьте очень внимательны, научитесь самостоятельно разбираться, где секта, а где авторитетная духовная традиция. Изучайте литературу о традиционных духовных школах.

В чем цель медитации?

Слово медитация — западного происхождения, meditatio означает центрирование. Под этим собирательным термином подразумевают одновременно все старшие ступени йоги: пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи. Они являются ступенями к высшей духовной реализации. Эта реализация, если говорить очень схематично, заключается в познании своей истиной природы. По свидетельствам достигших этой стадии развития, истинная природа человека заключается в тождестве Атмана и Брахмана, т.е. в тождестве индивидуальной души и Божества. Однако простое интеллектуальное знание этого никому ничего не дает. А проживание этого факта на собственном опыте очень сильно изменяет человека, делает его истинно свободным, бесстрашным и мудрым, нашедшим бесспорные ответы на самые главные в жизни вопросы. Таких людей называют просветленными.

Возможно ли отделить практику йоги от философии йоги? То есть можно ли рассматривать занятия в клубе 2-3 раза в неделю, как то, что я занимаюсь йогой?

Большинство практикующих йогу в западных странах именно так и поступают Но эта дорога приводит только к ограниченным достижениям в плане здоровья, да и то не всегда. В фитнес клубах, где йога сейчас — одно из самых модных направлений, занимаются в основном упрощенными вариантами асан (к сожалению порой безграмотно, если занятия проводит «по совместительству» инструктор аэробики, наспех пролиставшая попсовую брошюру «Йога для желающих похудеть»), пранаяма для посетителей фитнеса скучна, сложна и опасна. В фитнес-клубе некорректно говорить о мировоззрении йоги на занятиях, об этом предупреждает менеджер! Фитнес-йога больше всего напоминает лечебную физкультуру. Это только часть обширной системы, вырванная из контекста, и потому малоэффективная. Индийские мастера не считают это йогой вообще.

Что такое «физический», «ментальный» и «энергетический» уровни? Что значит отследить состояния на этих уровнях?

Я хочу научить вас осознанности. В каждый момент. И в движении, и в неподвижности. Для этого я иногда останавливаю вас и прошу осознать — что вы чувствуете на всех своих уровнях, начиная от самого плотного (физическое тело), и дальше, продвигаясь ко все более тонким ощущениям. Поначалу вам приходится прилагать грандиозные усилия, чтобы осознавать, что чувствует хотя бы ваше физическое тело — в деталях, потом вы становитесь более внимательны к своим суставам, мышцам, позвоночнику, пульсу и т.д.

Энергетический уровень — более тонкие, как правило едва уловимые ощущения тепла и холода, покалывания и щекотания, наполнения силой и опустошения в разных участках тела. В критических ситуациях, например когда вы в асане что-то некорректно делаете или находитесь на грани травмы — эти ощущения могут внезапно стать очень яркими. Или если асана включает какой-то из энергетических центров — тогда усилившиеся энергетические ощущения показывают вам, где, что и как заработало. С годами практики эти ощущения выходят на передний план, развивается тонкая чувствительность. Её отсутствие не означает, что у вас нет прогресса в практике. Просто порог чувствительности у разных людей — разный, у женщин она обычно изначально выше. Главное здесь — не привязываться к подобным переживаниям и не стремиться их себе придумать — всему своё время.

Ментальный уровень — это ваши мысли, пласт ума. Правильная настройка сознания во время занятия йогой — когда ваша голова пуста. В ней не должно быть круговерти мыслей. Ни о своих домашних делах, ни о работе, ни о сегодняшнем наряде соседа по коврику. Вы должны внимательно следить за тем, что вы делаете. Нет прошлого и будущего в вашей голове в этот момент, только здесь и сейчас. Йога Сутры Патанджали описывают это состояние словами «читта вритти ниродхах», что в переводе с санскрита означает отсутствие колебаний сознания.

А также есть уровень эмоций. За ним уследить ещё сложнее. Но это очень важно для практикующего йогу. Дело в том, что у большинства людей именно эмоции являются основой для принятия решений, мотивацией их поступков. А у мудрых людей, каковыми мы и стремимся стать в процессе самосовершенствования, мотивацией для поступков становится здравое рассуждение. И мы учимся осознавать свои эмоции, понимать причины их появления, но не отождествляться с ними, а смотреть на них как свидетель со стороны. Может быть, в конце занятия вы оказались недовольны. Разберитесь — отчего. Ваше эго будет вам подсказывать тысячу оправданий. А на самом деле возможно дело в том, что сосед по коврику делал какие-то асаны лучше вас, или инструктор поправил в Вирабхадрасане всех, а к вам не успел подойти, и с этого началось ваше раздражение, а в Шавасане рядом кто-то заснул и захрапел, и вы теперь просто в ярости? Или вы наоборот в восторженном состоянии? Это результат проделанной работы или это от того, что вы сели сегодня в лотос, инструктор это отметил, показал вам асану, которую другие не смогли сделать, и это увеличило вашу гордыню? Научитесь не захватываться этими эмоциями, это будет одна из больших побед на пути йоги.

Индийская философия рассматривает в человеке пять взаимопроникающих уровней.

Анна-майя коша — тело, наша физическая оболочка. Прана-майя коша — потоки сил, энергетика тела. Управляет предыдущим. Находится под воздействием следующего. Мано-майя коша — разум в целом — сознание, подсознание и память. Виджняна-майя коша — центр эго — рассудок и интуиция. Ананда-майя коша — собственно душа человека, его истинная природа — Сат Чит Ананда (вечное единство бытия-сознания-блаженства).

Что главное в йоге? В чем суть?

Йога очень большая, и каждый находит в ней своё. Кто-то приходит за здоровьем, и на этом останавливается — и счастлив. Кто-то ищет в йоге бегство от повседневной жизни (впрочем, укрепив тело и психику, правильная практика сделает вас более устойчивым к повседневным неурядицам). Кто-то стремится к высшим спортивным достижениям — и осваивает всё более удивительные асаны. Кому-то нравится управлять собой, повышать благодаря йоге качество своей жизни, развивать творческие способности. Йога может дать развитие сверхспособностей (сиддхи). Некоторые стремятся к ним, хотя в текстах прямо сказано, что подобное стремление и есть препятствие для их обретения. Здоровье — это важный побочный продукт практики йоги, но совсем не цель. Так же и сиддхи. Самые мудрые стремятся к духовному освобождению, познанию в себе Высшей реальности. Но это долгий и трудный Путь длиною в жизнь. А начинается он на коврике, с асан и пранаям.




вернуться к содержанию номеров журнала "ЙОГА"



Коврики для йоги (sticky yoga mat)
Йога-мат Йога-мат "SUKHASANA" OPTIMUM

Цена: 30 EURO

Книги о йоге
Йога - Сукшма ВьяямаЙога - Сукшма Вьяяма

Цена: 4.5 EURO

Книги о йоге
"Свами Вивекананда. Вибрации высокой частоты."

Цена: 3.5 EURO

Плакаты и календари
Календарь на 2008Календарь на 2008

Цена: 17 EURO

Книги о йоге
"Свет жизни: йога"

Цена: 8 EURO

Книги о йоге
«Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство»«Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство»

Цена: 13.5 EURO

Книги о йоге
"Гхеранда Самхита"

Цена: 3.75 EURO

DVD
Доктор Мунусами Мадаван Доктор Мунусами Мадаван "Семинар по Пранаяме"

Цена: 30 EURO

Йогические журналы
"ЙОГА" #4 - 2007

Цена: 4 EURO


   ::   На главную   ::   Все для йоги   ::   Фотогаллерея   ::   Библиотека   ::   Мероприятия   ::   Ссылки   ::   Форум   ::   Контакты   ::

All rights reserved. © 2000-2018 МЦСИТ "Ритамбхара".
Contact us: mnk108108@gmail.com

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100