::   На главную   ::   Издательство   ::   Новинки   ::   Журнал   ::   Библиографии   ::   Рецензии   ::   Анонсы   ::   Е-книги   ::   Блог   ::   Ссылки   ::   
Тат твам аси Ritambhara

Библиотека / Журнал "ЙОГА"


Бхакти-йога - путь постижения высшей реальности

Рубрика журнала: Философия йоги

Иногда в уме человека, идущего путём духовного развития, возникают мысли, которые иначе как фундаментальными и не назовешь. Это вопросы об истинной природе реальности, смысле и целях нашего существования в ней. Обычно над этим начинают задумываться люди, уже занимающиеся прикладными практиками, включающими медитацию и Хатха йогу, и в той или иной степени знакомые с духовным наследием Востока. Решая проблемы гармонии тела йогасанами, и желая «двигаться дальше», мы выходим на те самые фундаментальные вопросы, которые практика одних лишь техник Хатхи разрешить не в состоянии. Иногда мы интуитивно ищем смысл, лежащий за пределами «психофизических» техник. Йога — древняя наука, практическая дисциплина, в процессе освоения которой человек постигает беспредельность своего сознания на всех уровнях: тела, ума, духа.

В этой статье речь пойдет о методе Бхакти йоги — йоги, развивающей сознание человека посредством пробуждения в его душе преданности Богу. Бхакти — полноценный метод, дающий «сердце» прочим формам йоги, и он не означает призыва записываться в ту или иную секту или становиться адептом «тайного культа». Успех в Бхакти йоге — ощущение живой связи со Всевышним и полнотой его проявлений, не зависит от принадлежности человека к тому или иному религиозному институту. На деле, Бхакти йога осуществляет синтез религиозного служения, медитации, внешней и внутренней самодисциплины (исполнения ряда обетов). В восточных традициях, в частности в Индуизме, Бхакти является нитью, связывающей в одно целое теорию и практику. Однако, теоретические опусы о природе Пробуждения, любви ко Всевышнему и т.п., можно сравнить со словом «халва», при повторении которого слаще не становится; книги и манускрипты — всегда плод чужого опыта, лишь побуждающий к приобретению собственного. Просматривая традиционные тексты по Хатха йоге, часто можно наткнуться на следующее: «Поклонение Адинатхе», «...перед выполнением такой-то практики, пусть ученик испросит благославение у своего Гуру», «...ради достижения Маханирваны (Мукти, Дживанмукти, Кайвальи, Нирвикальпасамадхи и т.п.) пусть он посвятит плоды всех своих действий Ишваре...» Что это обозначает, для чего эти слова? Ведь йоговские тексты предельно краткие, и пустословие им не свойственно. Вероятно, в контексте общепрактических методов существовал и тот, который выводил смысл конкретной практики за пределы одного лишь описанного в тексте «технологического» алгоритма.

Что такое любой текст в рамках традиции йоги? Это результат, завершение процесса — видение, открывшееся Риши и пророкам, йогинам, мастерам; и запечатленное на бумаге, пальмовых листьях и т.п. Множество текстов описывают длительный, многолетний процесс духовной практики просто фиксируя то, что было сказано тем или иным просветлённым мастером своим ученикам, иногда в течение многих лет. Некоторые тексты сочетают опыт духовной реализации с повседневным жизненным, некоторые построены как мифический эпос, другие содержат практические инструкции или абстрактные философские концепции — и те и другие зачастую наполнены трудно переводимыми терминами и понятиями. Но ясно одно — всё это было написано ради постижения Высшего. Так что же нужно, чтобы таковое нас посетило и уже никогда не оставляло на произвол судьбы? Ни больше ни меньше как пройти духовный путь от начала до конца. И вот здесь становятся актуальными вопросы: А каким же он будет? В чём его «духовность»? С чего начать? Какой путь мой?

Вот какие ответы на эти вопросы мы можем почерпнуть из традиционных текстов по йоге: «Постоянство в самопознании; доктрина, ставящая целью постижение истины, — это называется знанием. Остальное — неведение». (Бхагавад Гита, 13.12)1.

«Некоторые разумом созерцают в себе Высшую Душу посредством медитации, другие — путем санкхьи (различающего знания), а иные карма-йогой». (Бхагавад Гита, 13.25)

1 Здесь и далее цитируется перевод с санскрита Д.В. Бурбы: «Бхагавад-Гита», изд-во Фэн-Шуй Центр, СПб 2000 г.

Практика Бхакти йоги соединяет личный аспект Бога, Его безличный аспект и знание как одного, так и другого. Даже там, где Ишвара — (букв. Владыка, Господь) упоминается как абстрактный Пуруша или мантра ОМ, речь идет о постоянстве переживания Его реальности. Согласно «Йога-сутре» Патанджали, йога свершается благодаря: тапасу — усилия, аскеза (вне подвижничества йога не существует как метод), свадхьяе — изучению текстов, посвященных проблеме освобождения, упованию на Ишвару и «...посвящению всех действий этому Высшему наставнику». (См. Йога-сутры Патанджали, 2.32, с комм. Вьясы). Вот что мы видим там:

«32. Соблюдение (религиозных) предписаний — (это) чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству (обретается) совершенство тела и органов чувств.
44. В результате самообучения (возникает) связь с наставляющим божеством.
45. Благодаря упованию на Ишвару (обретается) совершенство в (йогическом) сосредоточении»2.

2 Перевод с санскрита Е.П. Островской и П.И. Рудого: «Йога-сутры Патанджали», изд-во Наука, Москва 1992 г.

Если глубже рассмотреть учение Патанджали с точки зрения адекватности перевода, то такие русские слова как преданность, любовь, покаяние, благодать божия и пр., не в состоянии передать значение санскритского слова IshvarapranidhAna (предание Ишваре) — само переживание Его реальности лежит вне контекста всех известных человеческих состояний.

Но сам момент Ишварапранидханы — действие ума, мгновенно сбрасывающее оболочки эго и всех прочих «тонких» тел, не происходит благодаря общению с безличным Богом. Буквальный перевод: предание Ишваре. Никто не предает плоды своих действий абстрактному Абсолюту, как отвлеченной категории ума... Предание личному Богу и есть отречение, непривязанность и… самореализация. Прочие методы — устранение аффектов и помех, в контексте Бхакти йоги несут лишь вспомогательный характер. Невзирая на сухость выводов классической йоги, санкхьи, — в Бхакти йоге важен не абстрактный Бог, а одна из его видимых форм. Традиционно, формам общения с Ишварой обучаются у Гуру — учителя. Он передает своим ученикам не только внешнюю практику, но так же и её внутреннее наполнение. Это должен быть Мастер, достигший высокой реализации — ни больше, ни меньше.

Но если актуальность момента обучения для нас пока не наступила, доступность даже самого просветлённого Мастера — ещё не гарантия, что мы будем в состоянии пережить йогу как опыт. В то же время, если решение вечных вопросов стало действительно насущной потребностью, нет большой проблемы в том, чтобы найти компетентного наставника в данном предмете — в Индии многие линии ученической преемственности не прерываются до сих пор.

«И мы видим: всё гибнет, как комары, мошки и прочие твари, травы и деревья, возникшие и исчезающие, династии царей, на глазах своих родственников, оставив великое богатство перешли из этого мира в тот мир, среди всего прочего высыхают великие океаны, обрушиваются горные вершины, опускается земля. Уходят со своих мест боги. Что пользы от наслаждений желанным в подобном круговороте бытия? Ведь видно, как насытившись ими неоднократно (человек) возвращается в этот мир. Ты должен спасти меня отсюда...» (Майтри упанишада, 1.4)

Так в Майтри упанишаде обратился царь Брихадратха к мудрецу Шакаянье. Перед этим простояв 1000 дней во врикшасане (поза дерева), глядя на ослепительно яркое солнце. После такого вопроса почтенный Шакаянья, весьма удовлетворённый, сказал царю: «Великий царь, ...ты быстро познаешь Атман и осуществишь свою цель». (Майтри упанишада, 2.2)

Часто внешняя ритуальная практика включает незнакомую нам символику и предусматривает действия, с которыми мы не сталкиваемся в окружающем мире. Иногда мы встречаем представителей «бхакти-йоги» в виде неохристианских, неоиндуистских и прочих сект, фанатично отстаивающих веру в какого-то одного Бога и учение и напрочь отвергающих всех прочих, тем самым создавая Бхакти йоге своего рода «антирекламу» в среде обычных граждан, и пытаясь «впарить» им свою веру, подобно товару на рынке.

Для йогина Ишвара — постоянный объект медитации. Нет нужды на каждом углу кричать о его всевластии и вездесущности, если это стало прямым переживанием. И в данном случае не столь важно, какое божество является постоянным объектом медитации (Шива, Вишну, Кришна, Рама, Кали, Хануман), и как вы ему поклоняетесь. Главным является ваша непосредственная и личная связь с Ним, а направления религии не более чем методы, формы йоги. И в этом смысле форма Бога — это всё и ничего.

Так, направления почитающие Шиву, рассматривают стадии духовного пути следующим образом: следование этическим принципам и определенному образу жизни, ежедневной дисциплине (чарья); обряды, ритуалы, техники и методы (крия); переживание единства с Богом в физическом, ментальном и прочих телах (йога); полнота знания Абсолюта, как результат йоги (джняна).

Учение Вед, раскрываемое в Упанишадах, не столько уделяет много внимания вопросу «имя какого Бога важнее и кто из ведических Богов главный», сколько достижению состояния знания, делающего человека неподверженным страданию и смерти.

«Ибо Рудра, который владеет этими мирами с помощью сил владычества, един, мудрецы не держатся иного» (Шветашватара упанишада, 3.2) «Лишь познав его, идет человек за пределы смерти, нет иного пути для следования. Единый, он стоит словно древо, утверждённое в небе; им наполнен весь этот мир. Лишено образа, свободно от страдания то, что выше этого мира. Те, кто знает это, становятся бессмертными, прочие достигают лишь несчастья» (Там же, 3.10)

Слово джняна (гьяна — в одном из диалектов) точнее было бы перевести как знание на своем опыте, понимание, практическая реализация, если хотите. Это тот случай, когда один только язык сам по себе не является средством передачи состояния. Просветлённый не рассуждает о высшей реальности, а пребывает в ней. Такое видение фиксируется письменно как наследие традиции, и передаётся в священных книгах. Так об этом повествует следующий текст: «Как вода в лунном камне, как огонь в солнечном камне, как стебель в семечке, так же Шива пребывает в индивидуальном Атмане. В душе с чистым самосознанием, приносящим плод чистой кармы, по милости Шивы рождается великая преданность» (Сиддханта-шикхамани, 1921)

Содержание Бхагавад Гиты тесно перекликается с учением Упанишад, шиваитскими текстами, заключениями философии Адвайта-веданты, санкхьи. Всё это — свидетельства постигших как природу Всевышнего, так и природу того, что Им не является. Все эти тексты говорят о йоге как высшем опыте.

«Много рождений прошли мы с тобой, о Арджуна. Я знаю их все, но ты их не знаешь, о Победитель врагов». (Бхагавад Гита, 4.5)

В Бхакти йоге мы привыкаем общаться с Богом в соответствии с тем методом, который был дан учителем. Остальное — дело времени. Здесь не нужно торопиться и яростно хвататься за разнообразные методы. Учитель ведёт ученика через те состояния, которые им должны быть пройдены до того момента, пока он не достигнет. В Бхакти йоге началом является вера (шраддха). Затем приходит видение и опыт.

Так например, в Сиддханта-шикхамани (один из текстов шиваитской традиции), детально описываются состояния, через которые проходит душа в своем восхождении, всё многообразие духовного опыта — двойственности и недвойственности, где постепенно мистерия отношений души, творения и творца разворачивается в грандиозную картину, пока она не завершается тотальным видением Неделимого. Но поначалу присутствие Божества проявляется в стремлении человека к познанию источника — и здесь объектом концентрации является форма Божества, которое постепенно передает йогину знание и собственно йогическое видение.

«Тот различающий, который пребывает в индивидуальном Атмане — вечен и превосходит тело, чувства и интеллект. Он зовется знающим.
Благодаря силе устремления у искоренившего скверну в сердце, различающего вечное и невечное, появляется разум, стремящийся уничтожить самсару». (Сиддханта-шикхамани, 26-27)

«Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, так и огонь знания превращает в пепел все последствия (мирской) деятельности». (Бхагавад Гита, 4.37)

«В этом мире нет ничего, сравнимого по чистоте с (этим) знанием, и совершенный в йоге находит это знание в самом себе в должное время». (Бхагавад Гита, 4.38)

На мой взгляд, важно понять, что традиционное учение Бхакти, преданности, не содержит в себе «тоталитарный культ» того или иного Бога, а является формой Йоги. Пусть даже для нас, выросших в атеистической культуре, это поначалу непонятно или «скучно». Каково бы ни было наше «личное мнение», Бхакти — неотъемлемая часть Йоги, из песни слова не выкинешь. Если у нас не получается асана, мы же не пытаемся представить, что её нет? В каком-то смысле это тоже асана, но только не для задницы, рук и ног, а для ума и чувств (тех самых «психоэмоциональных флуктуаций»). Но чтобы не путаться в именах и многочисленных формах божеств, что можно предложить ищущему? Установление простого образа и алтаря, регулярное выполнение скромных подношений (они символические, например благовония, тут важен именно сам процесс), несколько мантр и простая медитация. Не столь важно, какая именно форма Божества перед вами, поначалу главное, чтобы оно вызывало отклик в вашей душе. И затем, наступит время, когда вам станет интересно узнать, какие ваши мысли, действия и чувства вызывают отклик в Его душе по отношению к вам. И одновременно с этим вы так же узнаете, с какими нашими качествами Оно не желает иметь ничего общего. С этого начинаются отношения с Ишта деватой (личной формой Божества). С этого и начинается Бхакти йога.

«Ты не крадешь, не убиваешь. Не говоришь лжи, не гневаешься ни на кого. Не презираешь никого, не прославляешь себя. Не обвиняешь других. И это есть твоя внутренняя чистота, это и твоя внешняя чистота. Это является способом завоевать твоего Господа». (Басава, «Вачаны»)3

3 Басава — шиваитский мистик с юга Индии, инициатор крупнейшего в истории духовного движения, упразднившего брахманскую кастовость и ритуализм на территории одного из штатов современной Индии (Карнатака). Благодаря его деятельности обучение медитации и высшей (раджа-йоге) стало доступно представителям всех каст. Вачаны — тексты в стихах, одна из форм передачи этого учения. Оригинальный язык — Каннада.

В ряде мистических направлений наше ментальное тело сравнивается с засеянным полем, из которого нужно постоянно удалять сорняки. Достижения в отдельных техниках «без Бога», чаще всего остаются достоянием эго и не являются трансформирующими, так как присваиваются умом. Для трансформации эго Бхакти йога — наиболее легкий путь. Один из самых известных учителей современности Шивая Субрамуния Свами (шиваитская традиция Нандинатха) сказал так: «в начале любовь, затем тапас». Вначале приходит милость божества, вдохновение, переживание Его присутствия после чего, благодаря ежедневной практике, оно становиться более глубоким и выраженным. И постепенно «тапас», «аскеза» и прочие личные усилия становятся тем, что более радикально изменяет личность, открывая ей иное измерение, о существовании которого человек поначалу может и не догадывался.

Но для любой практики нужно понять базовые вещи: для чего она была дана, для кого, и «на что работает». Несвоевременные, вырванные из контекста традиции интенсивные методы (например техники кундалини-йоги) вполне могут сделать вас клиентом психиатрической лечебницы, а не продвинутым йогином. Потому может «здесь» (в России) и не получается всё так, как «там» (в Индии, Непале, Тибете), особенно поначалу. К тому же йога как путь духовного развития — не спорт и не гонки на время с препятствиями. Духовный путь невозможно пройти за 2-х недельный ретрит или освоив (даже в совершенстве) одну из распространённых психотехник. Ответом на все эти вопросы является неизменная Бхакти йога, которая продолжается на всех ступенях самореализации и «...начавшись однажды, не должна оставляться уже никогда» (Чандраджняна агама).

Бхакти йога в этом смысле не столько отдельная практика, сколько мировоззрение и скрытый «подтекст» разных методов. Благодаря преданности Богу вы можете получить то видение реальности, которое по определению не подвластно нашим «собственным усилиям». А выражаясь словами Йога-сутры: «...(обретается) совершенство в (йогическом) сосредоточении».

«Те, кто почитают умом, речью, действием Махадеву — Вечный, Высший Атман, те именуются бхактами. Если у воплощенных, страдающих болезнью перерождения, нет преданности Шиве, к чему Веды, к чему писания, к чему жертвоприношения, обеты и аскезы?» (Джагад Гуру Ренука Гита)

Совершенство в Бхакти дает человеку видение мира таким, каким видит его Бог, и это ничем нельзя заменить. Для ищущего это своего рода «сверка часов». Именно поэтому нужно ездить в паломничества, встречаться с Учителями, жить и заниматься практикой какое-то время в святых местах. Молиться и медитировать на Высшее через материальные формы и образы, принятые в той или иной духовной традиции.

Часто возникают вопросы — а возможна ли Йога без религии, Божеств, Гуру и всего остального? Может быть есть какой-то другой путь? Ведь многие, не имея опыта знакомства с этим явлением, считают метод Бхакти суеверием, пережитком древности. Именно поэтому сохранившиеся до нашего времени духовные традиции ориентируют человека в первую очередь не на какой-то отдельный метод или набор техник, а на поиск Гуру, конкретного человека, воплощающего в себе достижения своих предшественников и получившего от своего учителя право учить других.

«Затем, (когда) возникло различение, отречённый с чистым умом, желающий познать Шиву, Творящего разрушение всех пороков самсары, приходит к гуру, учащему о Шиве, известному в мире, лишенному алчности и заблуждения, знающему различение Сущности Атмана, свободному от обманчивых объектов, знающему единство души и Бога, устремлённому к неделимой недвойственности, познавшему все состояния духа как в своем теле, так и во всей Вселенной». (Джагад Гуру Ренука Гита, 3032)

Нельзя обрести духовность под давлением обстоятельств, в надежде решить какие-то свои материальные, психологические проблемы с родственниками и близкими, или желания избавится от болезней и стрессов, найти спутника жизни. К сожалению, именно такие мотивации часто приводят людей в «тоталитарные секты». Психологически «покупаясь» на умело создаваемое ощущение «душевного комфорта» и факт того, что за них «уже всё навсегда сделано, главное — поверить и тут же спастись». Но бесплатный сыр в виде «халявного просветления» бывает известно где. Став эмоционально зависимым от определённого типа «приятных» переживаний, люди деградируют как личности, возлагая ответственность за себя и свою судьбу на других. Традиции духовного знания не решают личные проблемы, а скорее ставят их перед ищущим, предлагая ему путь, который придётся пройти своими ногами.

Дорогу осилит идущий. На русском языке издан ряд книг, рассказывающих о пути Бхакти йоги что называется общедоступным языком. В первую очередь я бы рекомендовал: Шивая Субрамуния Свами «Танец Шивы», Свами Шивананда: «Концентрация и медитация ОМ», «Джапа-йога», «Господь Шива и его почитание», «Бхагавад-Гита» в переводах научных изданий (перевод академика Смирнова, Д.В. Бурбы и др.), «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья» (комментарии Вьясы), научное издание под редакцией Е. Островской и В. Рудого).

О философских аспектах йоги в строгом «академическом» ключе можно узнать из двухтомника С. Радхакришнана «Индийская философия». Много полезной информации можно почерпнуть из «Введения» Б.К.С. Айенгара к его знаменитой «Йога-дипике» (а не только смотреть картинки O).

О личных испытаниях на пути йоги и отношениях между учениками и их Гуру можно прочесть в книгах: Свами Сатьяшварананда Гири «Лахири Махасайя», Свами Йогананда «Автобиография йогина», Ромена Роллана «Жизнь Рамакришны».

ОМ ТАТ САТ




вернуться к содержанию номеров журнала "ЙОГА"



Коврики для йоги (sticky yoga mat)
Йога-мат Йога-мат "SUKHASANA" OPTIMUM

Цена: 30 EURO

Книги о йоге
Йога - Сукшма ВьяямаЙога - Сукшма Вьяяма

Цена: 4.5 EURO

Книги о йоге
"Свами Вивекананда. Вибрации высокой частоты."

Цена: 3.5 EURO

Плакаты и календари
Календарь на 2008Календарь на 2008

Цена: 17 EURO

Книги о йоге
"Свет жизни: йога"

Цена: 8 EURO

Книги о йоге
«Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство»«Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство»

Цена: 13.5 EURO

Книги о йоге
"Гхеранда Самхита"

Цена: 3.75 EURO

DVD
Доктор Мунусами Мадаван Доктор Мунусами Мадаван "Семинар по Пранаяме"

Цена: 30 EURO

Йогические журналы
"ЙОГА" #4 - 2007

Цена: 4 EURO


   ::   На главную   ::   Все для йоги   ::   Фотогаллерея   ::   Библиотека   ::   Мероприятия   ::   Ссылки   ::   Форум   ::   Контакты   ::

All rights reserved. © 2000-2018 МЦСИТ "Ритамбхара".
Contact us: mnk108108@gmail.com

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100