::   На главную   ::   Издательство   ::   Новинки   ::   Журнал   ::   Библиографии   ::   Рецензии   ::   Анонсы   ::   Е-книги   ::   Блог   ::   Ссылки   ::   
Тат твам аси Ritambhara

Библиотека / Журнал "ЙОГА"


Дневник Гаури

Рубрика журнала: Заметки путешественника

Эта статья представляет собой отрывок из личного дневника, который я вела во время поездки в Индию, поэтому сразу оговорю, что все это мои личные впечатления, мысли и заключения. Впечатления и выводы другого человека скорее всего были бы другими.

Два года назад я получила посвящение в традицию вирашайва (лингаяты), которая является одной из разновидностей шиваизма. Мой Гуру - глава одной из пяти вирашайвовских парампар, Шри Шри Шри 1008 Каши Джагадгуру др. Чандрашекхар Шивачарья Махасвамиджи. В 2003-м году в Каши (Джангамвади матх) мое общение с Гуруджи ограничилось посвящением. Остальную иноформацию об актуальной на тот момент практике я получала от других людей, и полученного мне вполне хватило на два года садханы. Духовная практика рядовых вирашайвов подразумевает обязательное ежедневное почитание Шивы в образе ишта-линги и медитацию (шива-йога). Даже если ежедневной (без исключений) пуджей все и ограничивается, результаты это дает. За два года я выучила хинди до уровня более-менее свободного общения и санскрит до уровня чтения со словарем. Это позволило научиться рецитировать санскритские тексты, традиционно использующиеся во время пуджи, и читать первоисточники. По мере практики накопились вопросы, на которые я не смогла получить ответы, не выезжая из Москвы. Поэтому в январе 2005 года я снова поехала в Индию, предварительно по телефону согласовав свою поездку с Гуруджи. Он очень занятой человек, и я была готова к тому, что он направит меня к кому-то другому. Но сложилось так, что Свамиджи сам взялся за мое обучение, так что в результате я общалась непосредственно с ним около двух месяцев. Считаю, что мне очень повезло.

В любой духовной системе Учителю отводится совершенно особое место. С него начинается серьезный духовный путь и на нем, на его милости и заканчивается. Вопрос "а нужен ли Гуру?", могут задавать лишь те, для кого потребность в духовной жизни еще не стала острой как потребность в дыхании. Многие мои знакомые уже нашли своих Учителей. И тут появляется новая проблема: "А дальше-то что делать?" Бывает так, что Учитель далеко, по каждому вопросу к нему не наездишься. Или он приезжает, но при этом собирается столько народу, что "к телу не пробиться". Т.е. близко пообщаться и получить личные наставления практически нет шансов. Что же делать? Искать другого Учителя? Ищут, находят, разочаровываются, снова ищут... Это нормальный процесс, никто не сказал, что учиться нужно только у одного человека. У индуистов есть три вида Гуру - дающий посвящение (дикша-гуру), обучающий (шикша-гуру) и дающий освобождение (мокша-гуру). Может сложиться так, что это будет один человек, а может и разные люди. Если общение с одним наставником не дало желаемого быстрого результата, то можно продолжить поиски. До тех пор, пока не появляется внутренняя удовлетворенность тем, что у тебя есть, поиски продолжаются. Но если есть такая удовлетворенность уже знакома, и есть немного терпения, то можно очень многому научиться не бегая от наставника к наставнику. Отношения ученика и Учителя - очень близкие, личные. Насколько докажешь свое постоянство, преданность, насколько откроешься, настолько личными и действенными будут советы. Без открытости и доверия можно сколько угодно спорить или соглашаться, отвлеченно рассуждать, не замечая того, что обсуждаются не общие темы, а именно твои слабые стороны. Такое общение с Учителем не имеет смысла.

Терпение, упорство и вера в то, что именно этот человек может дать то, что тебе нужно, очень важны. "Слишком много" этих качеств не бывает. И когда кажется что "все, я теряю время, здесь больше ждать нечего", то очень помогают советы тех, кто уже был в подобной ситуации. Если бы у меня случайно не появились близкие друзья среди свами, которые на протяжении всего месяца моей жизни в Каши успокаивали меня, уговаривали набраться терпения и просто объясняли что происходит, то я бы так и осталась при убеждении, что система практик вирашайвовских саньяси - это что-то бесконечно далекое от нашего мира, совершенно закрытое и нам не доступное. Как говорит один мой знакомый: "Я чувствую, что там что-то есть, но где оно и как туда добраться?.. Не с нашей кармой..." Но у меня есть друзья-свами, которые каждый день по телефону мне объясняли, что происходящее - вовсе не глумление над потешной иностранкой, а "испытание ученика, традиция". Я думаю, что только благодаря этому я добралась-таки до этапа нормальных отношений со своим Учителем и знаю, что мне хватит этих отношений еще очень надолго.



26.01
Я в Каши, в Джангамавади матхе. Удалось дозвонилась Гуруджи. Встречусь с ним 6-го в Бомбее, а потом поеду в Пуну. Дальше снова в Бомбей и обратно в Варанаси.

05.02
Бомбей. Меня не просто встретили, а буквально сняли с поезда примерно за час до моей станции. К счастью, оказалось, что снял правильный человек, которому нужна была именно я. И покатилось!.. Семьи, знакомства, улыбки... Повсеместное братание. Съездили посмотреть некий безумно древний храм Шивы. Древность времен Рамаяны и Махабхараты, но очень чисто, ухоженно.

Ночью поехали на квартиру, куда утром приедет Гуруджи. Женщины внизу у подъезда выкладывают особые рисунки (ранголи) к приезду гостя. В квартире очень много народу, явно не только хозяева. Суета, несмотря на очень позднее время. Очень оперативно поспали, буквально часа три-четыре.

06.02
ГуруджиГуруджи приехал в 7:30. Суета усилилась - все, кто был в квартире с вечера, расселись в большой комнате. Гуруджи стал беседовать со всеми поочередно. Те, кто пришел утром и не поместился в квартире, толпятся на лестничной площадке. Женщины на кухне готовят кучу еды, явно собираются накормить ВСЕХ пришедших. Пуджа, после пуджи прасад. Сначала едят мужчины, потом маленькие дети и женщины - это обычный в Индии порядок.

Вместе с Гуруджи приехали его служка (севак) Шивананда (все называют просто Шив) и один свамиджи по имени Ренук. Шиву 22 года. Последние 3 года он постоянно рядом с Гуруджи, ездит с ним, прислуживает, помогает во время пуджи. Я спросила: "А как же учеба, образование?" Шив сказал: "Мы верим, что милостью Гуруджи все у меня будет хорошо в жизни."

Дошла и до меня очередь поговорить со Свамиджи. Он очень заботливо расспросил как доехала, поинтересовался чего ж я хочу. Хочу услышать его комментарии к Анубхавасутре. В ближайший месяц он занят, поэтому советует мне попутешествовать. Через некоторое время выдал мне блокнотик с длинным списком имен, телефонов и адресов: Бангалор, Майсор, Тумкур, Дарвар, Карад, Пуна, Бомбей - это все программа моего будущего путешествия. Потом поеду с ним в Каши. Я дошла до кондиции - вспоминаю Каши как родной дом!

партсобраниеПосетили некое мероприятие. Мысленно я назвала его "партсобранием". Почему индийцам это нравится? Не понимаю. В огромном зале толпа народу. На красивой сцене сидят почетные гости, которые один за другим поднимаются на трибуну и произносят речи. Причем говорят на разных языках: в основном на маратхи, некоторые на хинди, некоторые на английском. Но все речи примерно одинаковые: сначала длинное приветственное слово, с перечислением поименно всех сидящих на сцене, потом что-то о моральных принципах или об основах вирашиваизма, потом длинная заключительная часть, с благодарностями за внимание и поклонами всем сидящим на сцене и в зале. Продолжительность речей - минимум 20 мин. Маратхи я не знаю, но речи на хинди тоску наводят. Чем более высокий пост занимает оратор, тем позже он произносит речь. Т.е. в самом конце - речь-благословление (аширвачан) Джагатгуру. Его речь длилась часа полтора. Увы, на маратхи. Потом толпа бросается к сцене и там уже всех выстраивают в очередь, чтобы каждый мог лично коснуться стоп Гуруджи и получить благословление.

раздача слонов на партсобранииМежду делом народ в зале жует прасад, который раздают на улице. Сидящие на сцене такой возможности не имеют. Хорошо, что хоть нам воду в баллонах периодически приносят.

Я узнала, что такие мероприятия организуются постоянно, по разным поводам. Организуют их обычно монахи (свами) и/или состоятельные люди, ученики свами. Свами приглашают всегда, но сколько и какого ранга свами приедет - зависит от повода и бюджета мероприятия.


Мероприятие длилось часов 5. Потом новый дом, новая семья. Вечером рассказала немного Гуруджи о своей жизни. Он заметил, что во время пуджи я читала Шатарудрию (Шри Рудра). Сказал, чтобы почитала. Послушал и похвалил произношение.

В Каши Свамиджи пробудет целый месяц, тогда и уделит мне внимание, прокомментирует Анубхавасутру и ответит на мои вопросы. Ура-ура!
Немного устала.

07.02
С Днем Рождения, черт бы его побрал! Из дома ни одного письма. Утром как встали в 7, так и закрутилось. Т.е. это я встала в 7, а остальные часов в 5-6. Хозяйка дома вообще не спала. Пуджа (часа полтора), прасад, и собрались выезжать из дома. Женщины принялись наряжаться и меня наряжать в свои сари, перемеряли на меня штук пять.
Я: - Хватит, перестаньте. Свамиджи уже хочет ехать. Будет сердиться, что мы задерживаем.
Хозяйка дома: - Нет, что ты! Не торопись! Свамиджи нравится, когда все и-де-а-аль-но. Он увидит и будет доволен.

Действительно, похвалил наши старания. Интересно, когда-то я думала, что для свами совсем не важна внешняя сторона дела. Уже который раз убеждаюсь - важно все. Просто если свамиджи - чужой тебе человек, то он промолчит, даже если ему что-то не понравилось. А если свамиджи принимает тебя как "свою", подпустил к себе достаточно близко, то будет постоянно требовать "идеальности". Чтобы все было красиво, чисто, аккуратно, "лучше всех". Это относится ко всем свамиджи, с которыми я знакома.

За день объехали домов семь. Везде Свамиджи проводил короткую пуджу, и ехали дальше. Снова посетили какое-то мероприятие. Как всегда речи, речи. Ни поесть ни попить не дают. Ренук свамиджи расстроился, что ничем не угостили. Я попросила у одного из местных воды, так что мне хоть попить удалось. Приехали обратно часов в 9 или 10 вечера. В Бомбее очень жарко и дышать на дорогах нечем. Все устали. Ренук свамиджи пьет обезбаливающие таблетки - голова болит. У Смиты, хозяйской дочки, тоже сильно болит голова от усталости и недосыпа. Я в очередной раз сказала про свой день рождения, и на этот раз меня услышали. Начали причитать: "Что ж ты утром не сказала? Мы бы праздник устроили!" Спасибо, конечно, но верится с трудом, что при такой плотной программе нашлось бы время для меня. Погуляли немного со Смитой. Она собиралась отвести меня в какой-то магазин, подарок купить, но все уже было закрыто, поэтому просто угостила меня пани-пури в уличном кафе. Очень вкусно! Я попросила немного погулять, а то засиделась за день. Посидели на мосту, поболтали. Удивительно, что в таком криминальном городе как Бомбей две девушки могут поздно вечером сидеть на мосту на одной из оживленных улиц. После Москвы это как-то странно. Когда вернулись, начались поздравления.Свамиджи вручил мне от имени семейства желтое сари, кокос, мантры почитал... Благословил, короче. Еще дал сладостей (прасада) и пожелал, чтобы все мои дни рождения были сладкими, как этот прасад. Чего еще желать?!

Завтра во время утренней пуджи я должна читать Шри Рудра (Шатарудрию), это мой экзамен.

08.02
Ура! Свамиджи сказал, что я сдала экзамен. Конечно, еще потренироваться надо, но в Каши у меня будет много времени на это, так что потом должно вообще здорово получаться. Шив говорит, что хорошо читать при каждом удобном случае и что в 5 утра голос хороший. Я спросила, что важнее - джапа или чтение Рудры? Он сказал: "Что хочется, то и читай. В чем сила есть." Естественно, я очень воодушевилась.

Сегодня программа состояла только из пудж - квартирных и одной в офисе.

Вечером Гуруджи уехал, оставив меня в семействе одного из своих учеников - Чандрашекхара Хирематха. Перед отъездом Свамиджи растрогал меня тем, что в тысячный раз перечислил, куда и каким образом я должна ехать, приказал хранить деньги и документы при себе и быть внимательной.Очень заботливый отец!

После отъезда Гуруджи я бросилась тренировать рецитацию. Хозяйка семейства, Шушма, меня поддерживает - в два голоса бубним. До этого мне было трудновато, потому что не могла сообразить - где и когда я могу проводить свою пуджу. Оказалось, что все очень просто - когда хочу. Просто просишь у хозяев все необходимое и усаживаешься на кухне или в специально отведенной комнате. Народ сам перестает шуметь и освобождает тебе место. До того, как мы с Шушмой сели рецитировать, в этой комнате ее старший сын игрался на компьютере, а муж смотрел телевизор. Когда начали читать, комп и телевизор моментально были выключены и все вышли из комнаты. Причем без каких-либо просьб с нашей стороны.

То, что я провожу пуджу и особенно то, что умею рецитировать, сразу меняет отношение ко мне. Теперь я для них не любопытная иностранная туристка, которая зачем-то получила посвящение в их традицию. Почуствовала уважительный интерес к себе.

Практически в каждой семье, где я останавливаюсь, через некоторое время мне признаются, что сначала опасались, когда Гуруджи предупреждал, что приедет иностранка. "Как с ней общаться? Поймем ли мы друг друга? Чем ее кормить? Ей же, наверное, какая-то особая еда нужна. Сможет ли она жить у нас?" Говорят, что очень рады, что я хорошо говорю на хинди и ем все что дают. Я надеюсь, что причиняю им не слишком много беспокойства.

09.02
я в красном сариIndian GateОсмотр Бомбея. На языке маратхи - Мумбаи, женского рода ("моя Мумбаи"). Семейство покатало меня по городу, посетили основные храмы, набрали мешок прасада. Потом Indian Gate (Ворота Индии). Бомбей меня поразил, причем не лучшим образом. Суперсовременные небоскребы, а внизу целые деревни из ободранных палаток, крытых картоном и пластиковыми мешками. Все это в тох же кварталах, что и небоскребы, и вдоль большинства улиц. Пробки на всех дорогах, поэтому передвигаемся по городу очень медленно. Прокатались целый день.

Перед отъездом меня одарили очередным сари, на этот раз красным. Еще дали несколько зерен рудракши, вибхути и небольшой коврик (асану). Хозяин дома сказал, что теперь я должна, как Свамиджи, везде садиться только постелив свою асану. По возможности, конечно. Наконец-то у меня появилось свое место в жизни!


10.02-01.03
Бангалор (Вибхутипур матх) - Майсор - Бангалор - Тумкур (Чикпитх, Сиддаганга матх)- Шиваганга - Дарвар (Тапован матх)

02.03
Около 7 утра приехала в Бомбей на автобусе и сразу созвонилась со Свамиджи.Он сказал, чтобы я немного подождала на автостанции, встречающий меня человек уже выехал. Стою, жду. Прошло чуть больше часа. Я уже хотела снова звонить Свамиджи, но тут появился знакомый парень, который объяснил, что ищет меня уже час, но я стою "не на той остановке", и что Гуруджи уже очень волнуется. А что я могла поделать?! Я же совершенно не знаю Бомбея, так что вышла там, где меня высадил водитель автобуса. К тому же за последнее время я привыкла во всем слушаться Свамиджи. Если бы не эта моя новая привычка, то уже поехала бы в какую-нибудь гостиницу. А так он сказал: "Подожди", я стою и жду. Еще пару часов бы точно так простояла, только перезванивала бы ему каждый час.

Завезли мои вещи домой к Хирематхам и поехали к Свамиджи. Все как всегда: пуджи, пуджи. Бесконечная езда по городу, пробки на дорогах. В Бомбее стало заметно жарче. Как же они живут летом?!

Увидев меня Свамиджи сразу сказал, что все очень волновались, что я потерялась. Я объяснила, как все вышло. Кажется, его успокоило и очень позабавило то, что волновались все кроме меня. Боже мой, неужели индийские женщины правда так беспомощны, что могут путешествовать только группами?! А моя самостоятельность им кажется чем-то очень необычным.

Очень подробно расспрашивал меня о моих впечатлениях. Я стараюсь отвечать нейтральными "все понравилось, все были очень гостеприимны". Индийцы очень гордятся своим гостеприимством. Но было трудно не почувствовать разницу между тем как меня принимают, когда я со Свамиджи, и тем как меня принимают одну. Впрочем, некоторые люди действительно очень милы и доброжелательны.

03.03
Квартира, где мы остановились вчера, очень небольшая, двухкомнатная. Свамиджи, как всегда, занял хозяйскую спальню, а все остальные (человек 10) разместились на полу в большой комнате. В 5 утра часть народа проснулась, потому что примерно в 5:15 Свамиджи пошел гулять. Это его обычное утро: подъем в 4:30, с 5 до 6 прогулка очень быстрым шагом. Отдых только после полуночи.Гуляли в Национальном парке, который как раз неподалеку от этого дома. Парк красивый, с озерами. Даже видели оленей и слышали вдали рык то ли льва, то ли тигра. А может обоих. Несмотря на раннее время в парке очень много людей, прогуливаются спортивным шагом. Свамиджи ходит очень быстро, за ним трудно успевать. Я рада возможности подвигаться, ведь после этого снова весь день сидеть в машине и на мероприятиях.

Ездим по городу на трех машинах. Наши машины принадлежат разным людям, местным ученикам Свамиджи. Сегодня это в основном джипы, в каждый из которых набивается человек 12-15, не меньше. Индийцы довольно мелкие и утрамбовывают женщин на задних сидениях без всякой жалости. Все хотят побыть со Свамиджи.

Днем были в бомбейском центре организации Брахма Кумарис. У них очень ухоженный домик, в котором живут одни женщины. Все одеты в белые сари, все очень по-женски, сладко. На улице жара безумная. Пока Свамиджи отдыхает, мне разрешили принять душ. Немного ожила. Остальные мои попутчики просто пьют холодный шербет. Свамиджи провел у Брахма Кумарис пуджу, потом была проповедь, а вечером они проводили мероприятие, как всегда с кучей речей.

Удивительно, как Свамиджи может говорить одновременно очень просто, но при совершенно не банально. Сколько уже сказано на эти вечные темы, сколько написано. Все эти индийские "партсобратия" нагоняют на меня тоску. Но Свамиджи слушать очень интересно, кажется, что он открывает тебе что-то новое. Интересно не только мне, но и всем остальным: каждый раз слушают очень внимательно и живо реагируют, смеются, соглашаются, затихают. Он исключительно образованный человек (бара видван), но даже простые люди понимают, о чем он говорит. Наверное, это и называется - великий оратор.

Вечером Свамиджи улетел в Каши.

04.03
Скучно. Немного позанималась йога-асанами, чем порадовала молодую хозяйку дома. Она говорит, что ее бабушка тоже иногда этим занимается. Естественно, особо впечатлила стойка на голове. В Индии обычно пожилые люди делают асаны. Сегодня ночью мы выезжаем на поезде в Каши. Из Бомбея едет человек 20, все в одном вагоне.

06.03
Приехали в Каши. В Джангамавади матхе уже толпы народу. Меня поселили в одноместную комнату с двумя другими женщинами, приехавшими из Бомбея. Я в ужасе! Надеялась, что хоть в Каши смогу побыть одна, отдохнуть, спокойно заниматься. Очень расстроилась. Сначала думала собрать вещи и пойти в какую-нибудь гостиницу, но по сложившейся привычке пошла к Свамиджи. Он сначала подумал, что меня вообще не поселили, а когда понял что меня не устраивает, спокойно сказал: "На Шиваратри приехало очень много людей. На ближайшую неделю забудь о личной жизни." Я-то просто хотела после Бомбея вспомнить о личной жизни! Комната, которая нам досталась - одноместная, но довольно просторная. Решили, что я и Васанти будем спать на кровати, а Гита - на полу. Практически все пространство пола, не считая узкого прохода, занято сумками.

Пока грустно обедала, меня нашел Бангалор свамиджи. Удивился, что я ем в общем зале, пытался отвести в комнату, где едят студенты, но кухонные работники ему не дали. В каждом матхе свои порядки.

Бангалор свамиджи познакомил меня со своими друзьями: Шиваганга свами, Коттур свами, Керур свами, Хипри свами.

Шиваганга, Коттур и т.д. - это не имена, а названия тех мест, где расположены их матхи. Я удивилась, что они никогда не называют друг друга по именам, а только по городам или по названиям матхов. Они объяснили, что так обращение становится более личным, уникальным. Шивакумара свамиджи много, а Керур свамиджи один.

Молодые свами приехали по приглашению Гуруджи, на Шиваратри и семинар по Шайва Агамам. Все молодые, от 29 до 42, все имеют свои матхи в Карнатаке. Дружат с тех пор, когда вместе учились в Бангалоре. Все свами получили очень хорошее образование: Хипри свамиджи защитил диссертацию по Сиддханте Шикхамани (Библии вирашайвов), Бангалор свамиджи пишет диссертацию по Шайва Агамам, Коттур свамиджи преподает санскрит в колледже. Кроме управления собственными матхами все свами обязаны принимать участие в мероприятиях вроде тех, на которых я так скучала в Бомбее. Т.е. идти в народ и проповедовать, учить, наставлять. Гуруджи одножды упомянул, что он специально запретил своим свами даже думать о том, чтобы сидеть только в своем матхе. Они просто обязаны приезжать даже в самые глухие деревеньки и напоминать людям о Боге. Я знаю, что все дети, которые живут и учатся в Вибхутипур матхе (Бангалор), - как раз из маленьких деревень, и родители этих детей часто неспособны не только дать им образование, но и просто прокормить. Колледж, который принадлежит Шиваганга матху, я тоже видела. Хотя, конечно, больше всего детей (7 тысяч мальчиков) живет и учится в Сиддаганга матхе (Тумкур). Но там и свамиджи постарше - 97 лет. Чтобы развивать матх, содержать и учить детей, нужно много денег. Деньги поступают от состоятельных учеников каждого свами, за участие в мероприятиях, проповеди, за пуджи, проводимые "на заказ" и от разных инвестиций.Кроме того, иногда свами более богатых матхов материально помогают более бедным.

Как-то раз я спросила одного из свамиджи: "А кто те люди в оранжевых одеждах, которых много на железнодорожных станциях, на гхатах в Каши? Они часто выглядят очень неопрятно, несобранно, и не внушают доверия. Это тоже свами, но из каких-то глухих районов?" Свамиджи ответил: "Не будь такой доверчивой! Это просто бродяги. Люди, которые бросили свои семьи и ушли от ответственности. Клянчат деньги, обманывают людей и воруют." Я: "Но, видя оранжевую одежду, люди верят им!" Свамиджи: "Да, дураков много. Но ты-то должна соображать, ты же знакома с настоящими свамиджи. Cвамиджи всегда очень заняты. Мы много путешествуем, но это всегда связано с делами. Быть свамиджи - это большая ответственность, очень тяжелый труд, постоянное одиночество и размышления о Боге, а не бездельничание и шляния с протянутой рукой."

07.03
Распорядок дня в Джангамавади такой же как два года назад. Утром своя ишталинга пуджа, потом пуджа, которую проводит Гуруджи. Как всегда, на нее собирается толпа. Народ довольно шумно себя ведет. Шив и несколько мужчин выстраивают очереди и регулируют движение. Как-то раз Шив признался, что иногда его очень раздражает, что люди приходят на пуджу и громко болтают между собой. Раньше он одергивал таких людей и выгонял из комнаты, но Свамиджи строго запретил ему это делать. Свамиджи проводит пуджу, а насколько серьезно относятся к пудже своего Гуру присутствующие - это уже их личное дело. Студенты (человек 7) читают Шри Рудра.

Уже третий день проходит семинар по Шайва Агамам, посвященный юбилею одного из предыдущих Каши Джагадгуру - Шри Вирабхадра свамиджи, основавшего библиотеку матха. (Под эту библиотеку построено новое четырехэтажное здание в глубине матха.) В этом году очень многие мероприятия будут посвящены именно юбилею Вирабхадра свамиджи. На семинар собрались практически все знаменитые пандиты из Каши (Banares Hindu University и Sampoornand Sanskrit University) и Пуны, несколько человек из Бангалорского университета. Мне очень повезло - как бы еще я увидела и послушала за пару дней практически всех авторов современных переводов агам, упанишад и комментариев к ним.
В первый день все происходило на философском факультете университета, второй и третий дни - в матхе. Вход свободный. Я так понимаю, что для некоторых присутствие обязательно - все студенты здесь, некоторые даже выступают. Шивапутра свамиджи, который был моим первым учителем санскрита два года назад, выступил на санскрите. Приглашенные знаменитости говорят в основном на хинди, выступлений на санскрите мало. Только мадам Рама Гхош произнесла свою речь на английском. В основном говорят о том, что в писаниях содержится великая мудрость, поэтому их надо изучать, переводить, издавать. И вообще, "давайте все любить нашу Индию, потому что это наша мать, и нашу индийскую культуру, потому что она самая лучшая в мире". Я начинаю раздражаться. Свамиджи развлекается по-своему: после совершенно неразборчиво произнесенной речи одного старичка он начал опрашивать студентов и молодых свами, есть ли у них вопросы к докладчику. Их замешательство было очень забавно. Каждое выступление длилось не меньше 40 минут, а в заключение была речь Свамиджи, в которой он еще раз объяснил, о чем говорил каждый докладчик. На краткий пересказ каждой речи у него ушло минут по 5-10, не больше, и было нескучно. Вот такой он человек.

08.03
Шиваратри. Ночь Шивы началась с самого утра. После пуджи Свамиджи была сахасра бильва арчана Каши Вишванатха. Это пуджа, во время которой почитается Господь Вишванатх и ему предлагаются листья бильвы. Каждый участник (было человек 100, не меньше) повторяет мантры вслед за руководящими пуджей свами, и на отдельный подносик складывает бильву. Потом все это собирают и относят в Каши Вишванатх.

Днем во дворе матха проводилась ишталинга пуджа. Обычно каждый вирашайва проводит (по крайней мере должен проводить) ее сам, в одиночестве. На Шиваратри в Джангамавади матхе эту пуджу проводят все вместе, одновременно. Сколько было человек в этом году? 200-300, может больше, не знаю. Все расселись рядами во дворе матха, возле каждого - поднос и сосуды для пуджи. На открытой площадке храма - Гуруджи и свами, в микрофон читают мантры. Между рядами ходят студенты и свами и прислуживают людям - разносят воду, вибхути, бильву, гандху и так далее. После того, как пуджа закончена, подносы меняют и те же свами раздают всем прасад. Кормят, короче. Причем довольно плотно: картошка, овощи, лепешки, молоко, много сладостей. Я удивилась: "А как же пост на Шиваратри?" Свамиджи сказали: "Ты что?! Это же прасад! А ну ешь!"

Кроме пудж, в этот день еще катят колесницу. Из внутреннего храма выносят фигурку (мурти) первого Джагадгуру этой линии вирашайвов - Вишварадхья Джагадгуру. Фигурку водружают на большую колесницу и тащат ее по улицам к Ганге. Мужчины тянут колесницу на веревках, а толпа женщин и детей идет следом. На гхате снимают мурти с колесницы, омывают в реке, а потом тащат это все обратно в матх. Одно из самых веселых событий на Шиваратри.

праздничное мероприятиепраздничное мероприятиеВечером - обычное праздничное мероприятие. Началось поздно, около 8 часов вечера, поэтому закончилось после 4 утра. Где-то после 11 речи стали произносить так: сначала благодарность всем, кто еще не уснул, обещание по возможности сократить подготовленную речь, собственно речь и в заключение благодарность тем, кто дослушал до конца, не уснув при этом. Приехавшие в матх паломники - в основном из Карнатаки и Махараштры, поэтому свами выступали на каннада и маратхи. На хинди только пара-тройка речей. Больше всего цитировали Сиддханту Шикхамани. Один из свамиджи произнес речь на каннада, но некоторые цитаты были на английском, из стихов английских поэтов. Речь Гуруджи была неожиданно короткой - часа полтора, не больше. Но, закончив, он вдруг сказал: "Многие из вас приехали из Карнатаки и Махараштры специально послушать праздничную проповедь своего Джагадгуру, но не понимают хинди, а говорят только на языке своего штата. Специально для таких своих учеников я повторю свою речь на каннада и потом на маратхи." И повторил все еще 2 раза, но в сокращенном варианте.

После окончания праздника в матхе я пошла в Вишванатх. Днем туда не пробиться - очередь как в Мавзолей в советские времена, а вот под утро есть шанс - большинство индийцев давно спит. Квартал около храма пуст, но вот в самом храме толкотня. Опять вспоминается Москва. На этот раз кольцевая линия метро в час пик. Я встретила внутри храма знакомых молодых свами и вместе мы не дали нас затоптать и пробились на даршан. Выбраться наружу было почти так же трудно, как попасть внутрь.

09.03
Спала часа полтора, не больше. Утром же, как обычно, пуджа Гуруджи с абхишекой. Проспать никак нельзя. Хорошо, что после пуджи моментально побежала есть. Сразу за мной набежала толпа и выстроилась очередь. Что-то чапати мне поперек горла встают. Такую огромную массу народа очень трудно прокормить, поэтому еда совсем простая и порции довольно небольшие. Некоторые общины сами готовят себе на дополнительных кухнях матха.

Чувствую себя очень измученной. Днем присела на пару минут в коридоре и прям там уснула. Вечером очень хочу спать, но не могу уснуть. Пошла в интернет-кафе, поработала. Работая в своем обычном московском режиме через интернет чувствую себя так, как будто проваливаюсь в совершенно другой мир - другое время, скорость, другие приоритеты и интересы. После 2-3 часов работы выходишь на улицу... "Где я?! Кто я?!" Крыша едет. Главное в этот момент - не думать о разнице двух моих миров, а просто не дать себя переехать и в целости и сохранности добраться до матха. Интересно, что такой шоковый переход я чувствую только в Каши. В Бомбее, Бангалоре, Дарваре переход не был таким острым.

10.03
Каши. Что я здесь делаю?!


продолжение




вернуться к содержанию номеров журнала "ЙОГА"



Коврики для йоги (sticky yoga mat)
Йога-мат Йога-мат "SUKHASANA" OPTIMUM

Цена: 30 EURO

Книги о йоге
Йога - Сукшма ВьяямаЙога - Сукшма Вьяяма

Цена: 4.5 EURO

Книги о йоге
"Свами Вивекананда. Вибрации высокой частоты."

Цена: 3.5 EURO

Плакаты и календари
Календарь на 2008Календарь на 2008

Цена: 17 EURO

Книги о йоге
"Свет жизни: йога"

Цена: 8 EURO

Книги о йоге
«Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство»«Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство»

Цена: 13.5 EURO

Книги о йоге
"Гхеранда Самхита"

Цена: 3.75 EURO

DVD
Доктор Мунусами Мадаван Доктор Мунусами Мадаван "Семинар по Пранаяме"

Цена: 30 EURO

Йогические журналы
"ЙОГА" #4 - 2007

Цена: 4 EURO


   ::   На главную   ::   Все для йоги   ::   Фотогаллерея   ::   Библиотека   ::   Мероприятия   ::   Ссылки   ::   Форум   ::   Контакты   ::

All rights reserved. © 2000-2018 МЦСИТ "Ритамбхара".
Contact us: mnk108108@gmail.com

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100